Свежая Газета

Новости. Происшесвия. Объявления. Выкса. Муром. Кулебаки. Навашино, Павлово. Нижний Новгород.

Инклюзивный этикет: как общаться с людьми с инвалидностью?

Инклюзивный этикет: как общаться с людьми с инвалидностью?

Благотворительный фонд «ОМК-Участие» и администрация городского округа Выкса в рамках соглашения о взаимодействии по развитию инклюзии представляют серию информационных материалов, которые помогут узнать больше о понимании инвалидности, инструментах адаптации пространств и мероприятий, тонкостях общения и многом другом. Чтобы наиболее полно раскрыть каждую тему и привести нужные примеры, мы обратились к экспертам в различных областях. Если у вас останутся вопросы, касающиеся инклюзии, напишите нам и мы постараемся найти ответы.

Как общаться с людьми с инвалидностью?

В 2000 году группе молодых людей с различными формами инвалидности из 20 регионов России предложили написать о том, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово или выражение. По мнению опрошенных, распространенное выражение «прикован к коляске» ассоциируется с чувством обреченности, с понятием «цепи». Слова «глухонемой», «немой» подразумевают невозможность общения, контакта. Выражение «больной» невольно предполагает, что человек «беспомощный» и его «надо лечить». Слова «паралитик», «неполноценный», «однорукий», «безногий» вызывают сочувствие и жалость. «Калека» и «даун» провоцируют брезгливость и отторжение, чувство страха. Такие слова как «псих», «слабоумный», «ненормальный» ассоциируются с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх.

Речь тесно связана с тем, что думает и как ведет себя человек по отношению к другим. Многие привычные нам слова, понятия и фразы, в том числе употребляемые по отношению к людям с инвалидностью, являются «ярлыками» и стереотипами. Важно понимать: эти фразы некорректны и могут обидеть людей с инвалидностью!

Чтобы изменить ситуацию, эксперты стремятся выработать культуру инклюзии, привить этически выдержанную и грамотную терминологию. Корректно ли говорить «слепой»? Как объяснить неслышащему человеку правила заполнения документов? Стоит ли просить человека с инвалидностью проходить без очереди? Как вообще обращаться к людям с инвалидностью, чтобы никого не обидеть и при этом не выглядеть нелепо? Оказывается, все довольно просто.

 Принцип «Человек – прежде всего»

– Важно правильно расставить акценты в вопросах понимания инвалидности. В речи не должно быть ноток помощи и тем более жалости. Равное отношение поможет создать условия, которые позволяют людям с инвалидностью чувствовать себя полноправными участниками во всех аспектах общественной жизни, – рассказывает Михаил Новиков, руководитель отдела трудоустройства людей с инвалидностью региональной общественной организации «Перспектива» и партнер по проекту «Выкса. Работа есть». 

Говоря об инвалидности, на первое место мы ставим личность человека, о котором идет речь: человек, ребенок, ученик – и только потом добавляем – с инвалидностью (с аутизмом, с синдромом Дауна). Это важно, потому что личность человека, его индивидуальные качества важнее, чем факт инвалидности.

Каждый человек обладает набором социальных ролей: мама, отец, школьник, посетитель музея, незрячий, человек с инвалидностью и так далее. Ставя на первое место социальную роль, которая не связана со здоровьем, мы проявляем уважение к личности человека. Выделяя социальную роль, которая связана только с инвалидностью – мы подчеркиваем именно это, отрицая остальные роли. Делать уточнения, касающиеся инвалидности, важно только тогда, когда это действительно необходимо.

Терминология. Допустимые и некорректные формулировки.

Еще одно важное правило: не используйте слово «инвалид». Это определение дословно переводится как «не способный», «не ценный». Также не следует употреблять формулировки, которые содержат негативную окраску: «нарушение», «ограничение», «заболевание», «человек с ограниченными возможностями».

В общении с человеком с инвалидностью, используйте те же слова и выражения, что и с любым другим:

·         учитель, передвигающийся на инвалидном кресле-коляске, приходит в школу, проходит в зал;

·         незрячий смотрит кино, смотрит выставку и осматривает экспонаты;

·         глухой говорит на жестовом языке, слушает музыку (даже если этот процесс заключается в считывании вибраций и тактильном ощущении ритма).

Если вам неудобно использовать эти термины, можно найти нейтральные слова. Пример: незрячие посетители экскурсию, ознакомились с выставкой.

источник: omk-uchastie.ru

Пролистать наверх