Свежая Газета

Новости. Происшесвия. Объявления. Выкса. Муром. Кулебаки. Навашино, Павлово. Нижний Новгород.

Эксперты обсудили перспективы использования новых технологий для выпуска мостовой стали

Эксперты обсудили перспективы использования новых технологий для выпуска мостовой стали

На отраслевой конференции по мостостроению, которая прошла в городе Выксе Нижегородской области 19-20 апреля, эксперты обсудили перспективы применения новых технологий для выпуска мостовой стали.

Так, сотрудники Центрального научно-исследовательского института транспортного строительства (ЦНИИТС) и Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) представили участникам положительные результаты комплексных испытаний металлопроката из мостовых сталей, изготовленных по современным технологиям с различными видами термообработки (закалка-отпуск, термомеханическая контролируемая прокатка, нормализация и др.). Оба НИИ подтвердили, что такая сталь полностью отвечает требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 6713-2021 («Прокат из конструкционной стали для мостостроения. Технические условия») и при соответствии механических свойств требованиям стандарта может быть рекомендована к применению в мостостроении.

ЦНИИТС и МАДИ, имеющие аккредитованные испытательные лаборатории и органы сертификации, провели комплексные исследования стали по утвержденной Минстроем и Минтрансом РФ программе. В исследованиях участвовали ведущие металлургические компании – ОМК и «Северсталь». Они предоставили свой металлопрокат из стали марок 10ХСНД и 15ХСНД в термомеханически-обработанном состоянии, после контролируемой прокатки с ускоренным охлаждением и закалки с прокатного нагрева. НИИ провели семь основных этапов испытаний, включая на статику основного металла, комплексные исследования сварных соединений и испытания на выносливость – один из ключевых показателей в стальном мостостроении. По каждому из параметров получили положительные заключения. Участники конференции допустили возможность применения таких сталей с учетом ограничения области использования в железнодорожных мостах до набора статистических данных и согласования с соответствующими инстанциями.

«Результаты исследований показали, что металлопродукция, полученная по технологии контролируемой прокатки с ускоренным охлаждением, отвечает основным требованиям мостостроительной отрасли и мы не видим препятствия для применения данного вида металлопроката, по крайней мере в конструкциях автодорожных и пешеходных мостов. Что касаемо железнодорожных мостов, надо набрать статистику испытаний на выносливость и получить стабильные свойства.  Что в перспективе это может дать отрасли? В первую очередь необходимо закрыть потребность в металлопрокате, которая сейчас существует в мостостроении, потому что на рынок не поступает продукция ряда заводов, которые могли поставлять сталь по тем методам, которые были регламентированы старым ГОСТом. Уровень конкуренции среди поставщиков, однозначно, повысится», – отметил на конференции заместитель генерального директора ООО МИП «НИЦ Мостов и Сооружений» (МАДИ), к.т.н. Игорь Сухов.  

«В инфраструктурных нацпроектах доля мостов и искусственных сооружений сейчас занимает 50-60%. Строить новые надо с учетом современных требований, мосты должно быть более надежными, более легкими, более прочными и красивыми. Эти задачи может решить, в том числе и новая сталь, и новые технологии прокатки и термообработки. И конечно, для нацпроектов важны сроки реализации. Проектировщики, как и строители, не могут по полгода-год ждать поставок нужного материала. Для мостостроения должно быть 5-6 видов стали на выбор, потому что сейчас у нас фактически две стали – 10ХСНД и 15ХСНД. Вместе с Росстандартом, госорганами, коллегами из научного сообщества, строителями, проектантами и металлургами мы делаем шаги, чтобы это исправить. Конференция в Выксе еще раз подтверждает готовность услышать мнения всех заинтересованных сторон», –  отметил заместитель генерального директора по научной работе, главный научный сотрудник ЦНИИТС, к.т.н., почетный транспортный строитель РФ Юрий Новак.

Участники конференции согласились, что для развития конкурентоспособной среды необходимо осваивать и внедрять современные технологии производства металлопродукции для мостостроения, разрабатывать стандарты качественно нового уровня, регламентирующие технические требования к металлургической продукции. Также представители отрасли отметили отсутствие механизма, позволяющего выводить на рынок мостовых конструкций новые стали и технологии и договорились о его разработке на площадке технического комитета. Это позволит обеспечить мостостроение перспективными металлургическими материалами, не уступающими зарубежным аналогам. Эти положения участники конференции включили в резолюцию, которую направят на рассмотрение в Минтранс и Минстрой РФ.

«Наличие межотраслевых государственных программ в других смежных отраслях (автомобилестроении, медицине, железнодорожном строительстве и др.) позволяет металлургам видеть направления развития металлопотребляющих отраслей и формировать собственные программы технологического развития. Мы готовы предложить такую межотраслевую программу и для мостостроения, а также можем разработать национальный стандарт, регламентирующий процедуру внедрения результатов научных работ, которые проводят научно-исследовательские организации на металлургические предприятиях, с учетом требований ГОСТ Р 15.301-2016. Мы всегда открыты к диалогу», – прокомментировала руководитель подкомитета ТК 375 «Металлопродукция из черных металлов и сплавов», начальник управления организации проектов с предприятиями ЦНИИчермет им. И.П. Бардина Наталья Соколова.

Пролистать наверх